Алхимия и фотография. Магические фотоаппараты-артефакты.

Апрель 6th, 2010 , Наталья Крюкова

Человек в наше время, не смотря на верхний, тонкий слой цивилизованности в большинстве случаев сохраняет  мифологическое мировоззрение, исключением являются люди религиозные. Особенностью мифологического мировоззрения является вера в одушевленность окружающего мира. И действительно, если мы верим в приметы, значит, согласны с тем, что мир – одушевлен. Мифы в основе своей представляли собой эквивалент науки. А от мифов как от теории недалеко и до практической магии.

Именно таким современным магом-алхимиком видится американский фотограф и дизайнер Уэйн Мартин Белгер. Он делает удивительные фотоаппараты, процесс создания которых можно сравнить с творением талисманов по магическому учебнику Папюса. В своих интервью мастер, говорит как человек, знающий законы подражания и заражения практической магии: «Фотоаппарат должен содержать в себе часть объекта съемки… Мертвое можно снимать только мертвым, а разложение — только разлагающимся».

Мартин Белгер родился 11 февраля 1964 года в Пасадене, Калифорния, в религиозной католической семье. Примечательно то, что у Уэйна нет никакого образования, кроме средней школы. Он работал вожатым в лагере, профессиональным кладоискателем, инструктором по скалолазанию и по подводному плаванию, сессионным музыкантом, мастером по маникюру и даже играл в хоккей в одной из младших лиг. А в 2001 году его камеры и фотоснимки уже принимали участие в крупных художественных выставках.

Технически все камеры Белгера довольно просты — они работают по принципу классической камеры-обскуры («пинхол», pinhole), камеры без объектива. Свет в таких камерах проходит через отверстие и попадает на светочувствительную поверхность напрямую. Линзы, которые бы меняли направление света или степень его рассеяния, просто отсутствуют. Конечно, качество снимков напоминает работы Ньепса или Дагера, но в этом есть особая прелесть.

Природная камера «Олень» (Deer, 2006) создана для фотографирования охоты и процесса отчуждения человека от природы. В изготовлении камеры помимо собственно оленьих рогов были использованы пули и гильзы, а также мощная стальная пластина, найденная Белгером на одном из многочисленных Мексиканских плато. Уэйн редко покупает «ингредиенты» для своих камер: чаще всего он находит их в самых неожиданных местах и даже ездит в экспедиции по поиску различных артефактов. В этом ему помогает опыт работы профессиональным кладоискателем (такие специалисты востребованы в США и часто находятся на госслужбе).

Творческий процесс Уэйна Белгера завораживает. Сначала он ищет некий объект, который хочет сфотографировать. Потом формулирует для себя, при помощи чего он хотел бы запечатлеть этот объект, и лишь затем начинает конструировать камеру, предназначенную для одной-единственной фотосессии. Обычно комплектующие каждой камеры имеют непосредственное отношение к фотографируемому объекту.

Материалы, которые используются при изготовлении камеры-артефакта, самые разные: алюминий, титан, медь, латунь, бронза, сталь, золото, серебро, дерево, акрил, стекло, рог, слоновая кость, обломки самолета потерпевшего крушение, страницы из старинных священных книг, человеческие черепа и кости, человеческие органы, формальдегид, кровь — и даже уникальные предметы вроде камней из священной Стены Плача.

С точки зрения совмещения мастером материалов органического и неорганического происхождения весьма интересен фотоаппарат «Неприкасаемый» (Untouchable, 2002), в качестве красного фильтра для него применена ВИЧ-положительная кровь. Естественно, кровь обработана и разбавлена определенным образом, чтобы избежать свертывания. Фотографии неясной фигуры, сделанные с помощью «Неприкасаемого», носят общее название «Кровавые работы» и напечатаны не краской, а… чаем. Камера была изготовлена специально для того, чтобы фотографировать людей, зараженных ВИЧ-инфекцией. Всего Белгер сделал при помощи «Неприкасаемого» две серии работ – в красных и в серых тонах.

Для фотографирования людей Уэйн пользуется одной особенностью своих камер. Фотоаппараты-пинхолы требуют очень длительных выдержек. Например, с помощью аппарата «Стрекоза» (Dragonfly) Уэйн снимал маленькую девочку Райли. Выдержка составляла пять секунд. По прохождении 2,5 секунды фотограф попросил модель повернуть голову — и на фотографии получилась фигура с двумя лицами, обращенными в разные стороны. Длинные пинхольные выдержки легко позволяют делать подобные трюки. Таким же образом Белгер избавляется от нежелательных фигур. Например, на фотографии Тадж-Махала нет ни одного человека, хотя фотографирование происходило порядочной толпе туристов. Выдержка превратила их в бестелесные тени.

Камера «Стрекоза» (Dragonfly, 2002) сделана в память об умершей девятилетней девочке и предназначена для фотографирования детей. Точнее, даже не детей, а, как говорит Уэйн, «временных отрезков жизни детей». Серии фотографий, сделанные этой камерой, носят названия «Райли», «Тара», «Тай» и «Тадж-Махал». Игрушки, использованные при изготовлении, принадлежали девочке, как и написанные детским почерком слова на разных гранях камеры.

Еще один удивительный фотоаппарат - подводная камера «Емайя» (Yemaya, 2005). Она водонепроницаема, что технически довольно сложно для фотоаппарата типа «пинхол». Подводная съемка требует очень длинных выдержек. Фотографируя затонувшую на глубине 30 м лодку около острова Каталина, Белгер установил выдержку длительностью полтора часа! Большинство фотографий подводного мира сделаны Белгером в гигантском аквариуме музея океанографии в Монтерее.

«Древесная камера» (Wood Camera) изготовлена из дерева, ржавого железа, алюминия, оргстекла и насекомых. Большая часть деталей для камеры найдена в Долине Смерти в Калифорнии. У камеры есть сменная передняя панель – чтобы менять объекты перед пинхолом.

Самый известный артефакт работы Белгера — камера «Третий глаз» (third eye). Свет попадает в камеру именно через «третий глаз» во лбу черепа. Этот аппарат предназначен для фотографирования красоты разложения — так выражается сам фотограф.

Все фотографии, сделанные «Третьим глазом», изображают заброшенные пейзажи, надгробия, ржавые конструкции и транспортные средства. Череп, использованный в качестве корпуса пинхола, принадлежал 13-летней девочке, скончавшейся более 150 лет назад. Несмотря на экстравагантный внешний вид, камера снимает на обыкновенную пленку «Полароид»; результатом становятся отпечатки размерами 11 х 14.

Сам фотограф-алхимик признается: «У меня нет даже обычной «мыльницы» с линзами, и я не очень хорошо умею снимать обычными аппаратами. Мне нравится сам процесс съемки на пинхол: я чувствую единение с временем, светом и пространством. С помощью искусства я пытаюсь найти «кроличьи норы» в собственном сознании – потаенные желания и скрытые возможности».

Просматривая эти фотографии, складывается немного жутковатое ощущение. Камеры-артефакты, с помощью которых были сделаны эти фото придают им какой-то особенный смысл. Начинаешь верить в то, что человек действительно может влиять на  предметы окружающего мира, ведь душами зрителей Белгер управляет мастерски. А в этом и есть вся суть магии.

 

Написать комментарий