Фотогеничность — печать избранных.

Июль 25th, 2010 , Наталья Крюкова

Нет такого человека, даже малознакомого с процессом создания кино и фотографии, который бы не слышал слово «фотогеничность». На развлекательных каналах часто можно услышать похвалу фотогеничности модели и обычные люди ассоциируют этот термин с красотой и какой-то избранностью обсуждаемой персоны. При этом они не далеки от истины. Но давайте углубимся вширь и растянемся в суть вопроса.

«Фотогеничность» — это кинематографический термин, введенный в обращение неординарной творческой личностью с французской душой Луи Деллюком (с прискорбием сообщаю годы жизни, ибо прожил этот замечательный человек всего 34 года – с 1890 по 1924гг). Он был кинорежиссер, кинокритик, сценарист и идеолог группы «Авангард». Фотогеничность является чисто техническим термином и не относится к людям в повседневной жизни, а применяется только к профессиональным моделям и актёрам.

Деллюк разработал теорию, которую назвал «Фотогения». В ней он попытался определить специфическую природу киноискусства, его отличительные особенности, выразительные и изобразительные возможности. Сам термин «фотогения»  для своей теории Луи Деллюк взял уже готовым к использованию из изысканий английского ученого Уильяма Фокса Толбота, кстати этот человек изобрел фотобумагу. Этимология слова «фотогеничность» сложна: английское photogenic, т. е. «рождённый светом», составлено из др.-греч. φῶς (род. п. φωτός) «свет» и γένος «род, происхождение». Уильям Генри Фокс Толбот сконструировал это слово в 1839 г.

Деллюк рассматривал «фотогению» как сумму художественных элементов, отличающих кино от других видов искусства. Он подчеркивал, что съемка предметов и людей дает только внешнее представление о них. Он считал, что фотография менее выразительна и более технична, нежели кино, а человек, снятый на кинопленку, должен быть не просто красив — он должен быть выразителен. А это значит, что актер, который рассчитывал получить роль должен был предоставить в распоряжение режиссера свои наиболее выразительные фото, которые были техническим материалом для отбора. Они упрощали работу по кастингу актеров.

Деллюк указывал, что есть основания делить людей на две категории: фотогеничных, т.е. «выигрывающих» на фотоснимке по сравнению с натурой, и нефотогеничных, «теряющих» при фотографировании. Он утверждал, что актёр должен обладать характерной маской и выразительной окраской лица, считая наиболее фотогеничными смуглые лица, так как они имеют свойство выходить на снимке лучше, чем они есть в действительности. И это не лишено оснований, так как при том уровне съемки, который существовал тогда, более контрастными выходили на фото именно смуглые лица. То есть Деллюк отталкивался в своей теории фотогеничности преимущественно от качества, выразительности фотоматериала, предоставленного актером.

Советский кинорежиссер Всеволод Пудовкин утверждал, что при выборе лица для съёмки нужно исходить из единственного критерия – выразительности, обусловленной ясностью и определённостью черт лица. Эта улучшенная по сравнению с теорией Деллюка теория фотогеничности всё же носит чисто формальный характер, поскольку она усматривает характеристику человека прежде всего в его внешних чертах.

Нет сомнений, что есть люди, выразительность которых определяют ясные черты лица, пропорциональность элементов. Таких людей легко портретировать. Но есть люди, не обладающие этими свойствами, но внешность которых выразительна и эмоциональна, и хотя они не относятся к категории фотогеничных, этих людей можно удачно портретировать.

История портрета даёт многочисленные тому подтверждения. Так, изображённое Ван-Дейком безобразное, почти уродливое лицо Тимофея полно внутренней красоты, благородства и прелести и воздействует на зрителя так, что он воспринимает его не по внешним формам, а по глубине мысли, доброте и человечности, переданным в портрете.

Фотогеничность натуры – это сугубо субъективное понятие, так как единственным критерием фотогеничности является вкус одного человека (фотографа, режиссера или художника). Иногда за нефотогеничность модели фотографы принимают своё личное нерасположение к ней как к человеку. Фотограф, не осмысливший образ модели и берущийся за портрет, подобен новичку, берущемуся сразу за сложные вещи. Определенно можно сказать, что ничего хорошего из этого не выйдет, за исключением науки для неофита, но зачем «изобретать велосипед»?

Наиболее важное для фотографа в портрете – это внутренний мир человека. Этот внутренний мир он ищет во взаимоотношениях всех форм портретного изображения, находя в каждой внешней детали человека отражение этого мира. Внутреннее состояние и качества человека оставляют на его внешности отпечатки, которые не могут остаться без внимания художника. Ведь каждый человек – личность, имеющая свои собственные особенности, которых больше нет ни у кого. Именно эти особенности должны отображаться в фотопортрете, да и вообще в портрете.

Для всех начинающих фотографов характерно отсутствие опыта и наблюдательности. Есть два варианта получения портретного снимка новичком. Первый — копирование шаблонных приёмов. Второй вариант и наиболее типичный — схватывание мимолётного, случайного выражения лица. Такое фотографирование не является результатом внимательного изучения и наблюдения модели. Ему не предшествовала оценка эмоциональных фаз и физиогномических данных. Не был найден тот кульминационный момент, когда внутреннее состояние модели предельно выражается во внешних формах. Такой момент называется фотографическим моментом.

Вот один из примеров фотографического момента. Внимание человека привлечено к определённой точке, но взгляд его недифференцирован, не осмыслен. И тут происходит смена фазы мышления. Ощутимей становится напряжение мысли. Она во взгляде обретает свою конкретность. Человек обдумывает или вспоминает, представляет. Мускулы лица придают ему выражение, свойственное данной эмоции. Большое искусство состоит именно в том, чтобы уловить это мгновение, запечатлеть одно из непрерывно меняющихся выражений лица, и именно ту фазу, при которой динамические, экспрессивные и конструктивные элементы гармонически создают внешнюю и внутреннюю характеристику человека дают законченный художественный портрет – мгновенный, живой и неповторимый.

Психологи утверждают, что фотогеничность зависит от уверенности человека в себе. Вот еще несколько советов фотографирующимся для того, чтобы получить красивые снимки:

  1. Во время фотосъёмки ведите себя естественно!
  2. Макияж при фотосъёмке должен быть чуть-чуть ярче Вашего обычного make-up, если у Вас неприметная внешность. Если у Вас яркие крупные черты лица, то макияж должен быть минимальным.
  3. Не подчёркивайте свои недостатки, а нивелируйте их подходящей и со вкусом подобранной одеждой.
  4. Волосы должны выглядеть естественно — фотографируйтесь без лака и тонны геля на голове, волосы должны быть идеально чистыми.
  5. Не храните у себя дома фото, на которых Вы выглядите некрасиво — выбросьте их в мусорную корзину. А вот на рабочий стол поставьте свою самую-самую красивую фотографию. Это придаст вам уверенность в себе.
  6. Нанимайте только того фотографа для создания цикла красивых фотографий, в профессионализме которого искренне уверены.

Важно помнить, что понятия фотогеничности и красоты — это не одно и то же. Слово нефотогеничный в повседневной жизни применяют только нерадивые фотографы, пытающиеся оправдать свой непрофессионализм. Чувствовать себя счастливым и уверенным в себе человеком, гораздо важнее, чем гнаться за мифической фотогеничностью. Ведь это понятие производное, второстепенное и даже сугубо техническое, относящееся к профессиональным качествам фотомоделей или актёров. Каждый человек красив по-своему, а уж уловить фотографический момент это задача для профессионала.

Написать комментарий