История создания стереоизображений

Апрель 9th, 2010 , Наталья Крюкова

Сегодня можно наблюдать возрастающий интерес к стереоизображениям (3d- картинки, фотографии, фильмы). Особенно интерес возрос после выхода на экраны фильма «Аватар». Сегодня люди воспринимают стерео как диковинку, как технический прорыв в фото и киносъемках и воспроизведении. Однако стерео было известно еще за долго до создания обычного фотоаппарата.

Стереоизображение – это объемное изображение, сделанное из двух картинок. Эффект стерео сегодня проще всего увидеть в 3d-фильмах или в детских книжках.

Отцом стерео можно считать Евклида, который в 280 году до н. э. заметил, что восприятие глубины пространства и рельефность, достигается из-за того, что каждый глаз видит немного разные картинки одного и того же  изображенного объекта. Затем подтвердил этот эффект в 1584 году Леонардо да Винчи, который посвятил особенностям зрительного восприятия несколько своих сочинений. Немецкий оптик Иоганн Кеплер в XVII веке — научно изложил основы стереоскопического восприятия человека в своих трудах.

Как только человечество изобрело фотоаппарат, практически сразу появилась и стереофотография, но популярной она тогда не стала. Популярность к стереофотографии пришла спустя почти сто лет после ее изобретения и стала довольно — таки популярным развлечением. Особенно пользовались популярностью аттракционы, которые использовали стереоэффект. Они представляли собой ящички, в которых показывали разнообразные картинки — от зарисовок путешественников, до эротических снимков.

В 1833 году Чарльз Уитстон представил миру зеркальный стереоскоп. Он позволял увидеть картинку в объеме при использовании картинок с небольшим смещением. Через 5 лет,  1838 году Чарльз показывает свое изобретение Королевскому научному обществу, используя в качестве картинок свои рисунки. В 1851 году Уинстон показывает миру через стереоскоп фотографии — это происходит на Всемирной выставке, проходившей в Лондоне.

Создание фотоаппарата и стереоскопа, а так же популярность стереоскопических аттракционов дали толчок развитию инженерной мысли: в 1849 году шотландским ученым Давидом Брюстером был создан первый фотоаппарат с двумя объективами, а уже в 1855 году Бернард во Франции создает для обычных однообъективных фотокамер зеркальную насадку для съемок стереопар. Примерно в это же время и  фотографы и фоторепортеры начали интересоваться возможностями стерео: в 60-е годы XIX века английский репортер Роджер Фентон, путешествуя по России и делая фоторепортажи о Российско — Турецкой войне, сделал ряд снимков в стерео. Примерно в то же время известный французский фотограф Антуан Клод также заинтересовался трехмерной фотографией. По словам Клода, стереоскоп позволяет дешево представить все что есть во всех уголках света. Он же в 1853 году патентует метод получения стереофотографий. Лев Толстой так же увлекся стереофотографией и, благодаря ему, мы сегодня можем увидеть стереофотографии Ясной Поляны рубежа 19-20-ого веков, знаменитостей и самого Толстого. Благодаря русскому эмигранту Алексееву, который изобрел метод игольчатого экрана к 3d, приобщился и Сальвадор Дали, который использовал его для своих объемных картин.

Всеобщий интерес к стереоскопии привел к тому, что уже в  1858 году француз Жозеф д’Альмейда открыл анаглифический метод создания объемных изображений. Этот метод использовал два цвета и требовал очков с красно — синими линзами. В России получили распространения объемные анаглифические открытки: около 60-ти лет назад началась массовая печать всевозможной полиграфии от открыток и детских книг, до карт и атласов. Сегодня этот метод активно используется при презентации новых продуктов, атласов и карт.

Возрождение интереса к объемным изображением, началось с создания цветной пленки и доступных фотоаппаратов для массового пользования. Процесс создания объемного изображения упрощался до предела: нужно было сфотографировать, проявить и вставить в стереоскоп, которые стоили относительно не дорого.

Сегодня стерео применяется во многих областях: реклама, презентации, фильмы и компьютерные игры, детская и познавательная литература и тд. Анаглифические изображения сразу нашли свое место: в отличие от стереоскопа, который предназначался для одного, анаглифические картинки и кино могли смотреть сразу несколько человек, к тому же их можно просматривать практически на любом мониторе или даже на стене (если использовать проектор). К тому же само создание стереофотографий не такое сложное, как может показаться на первый взгляд: для начала нужно иметь цифровой фотоаппарат, компьютер и стандартные программы (Photoshop или Adobe illustrator). Сегодня стереопары получают:

  1. Одномоментной съемкой двумя фотокамерами;
  2. Последовательная съемка фотоаппаратом с двух ракурсов;
  3. Преобразование двухмерного изображения в трехмерное, с помощью программного обеспечения;
  4. Создание стереоизображения из двух видеокадров;

Применение стерео в фотографиях, изображениях и кинематографе дает больше простора воображению, нежели двухмерная графика.

Совсем недавно в СМИ прошла информация о вреде стерео, поэтому будет полезно упомянуть и об этом. При просматривании стереоизображений, глазные мышцы тренируются и как всякая тренировка мышц — дает полезный результат. Офтальмологические клиники давно применяют стереокартинки для предупреждения детского косоглазия, выравнивания у детей цвето — и световосприятия, а так же с помощью стереокартинок лечат глазные патологии у взрослых и детей. Однако не стоит злоупотреблять просмотром 3d-фильмов или стереоизображений — в каждой тренировке нужно знать меру и это касается не только глаз.

Сегодня мы наблюдаем возрождение 3d — открывается множество 3d-кинотеатров, снимается все больше 3d-фильмов, Появляются новые производители 3d продукции. Уже разработали модели 3d-телевизоров, 3d проекторов, 3d фотокамер, 3d видеокамер и 3d ноутбуков — будущее за 3d, но даже в век высоких технологий анаглифические изображения и стереоскопы будут популярны из-за своей дешевизны и доступности.

Написать комментарий