Китч — что это такое?

Апрель 14th, 2010 , Наталья Крюкова
Слово кич вызывает ассоциации с чем-то вычурным, преувеличенным, ярким и дешевым, с огромным количеством деталей, за которыми не видно сути. В этой статье мы попробуем подробнее определиться с тем, что же такое китч.

Согласно немецкому словарю КИЧ (китч, нем. Kitsch) означает халтурить, создавать низкопробные произведения; нем. Verkitchen — дешево распродавать, продавать за бесценок, делать дешевку. Есть вариант значения слова китч от его происхождения от английского for the kitchen — «для кухни».

Хотя происхождение слова достоверно не определено, многие полагают, что оно возникло на художественных базарах Мюнхена в 60-х и 70-х годах XIX века как обозначение дешёвых, быстро распродающихся картин и этюдов. В художественной промышленности 2-й пол. XIX — нач. XX вв. китч развивался как промышленная имитация уникальных изделий. Позже китч распространился на все сферы искусства: от станковой живописи до всех видов искусства, в т.ч. не только традиционные — литература, музыка, театр, архитектура, но и кинематограф, телевидение. В 1960—1980-е гг. предметы китча стали распространенным явлением массовой культуры. Слово со временем стало означать «состряпывание (произведения искусства) наскоро».

Предмет-китч — это вообще вся категория «никчемных» предметов, украшений, поделок, аксессуаров, фольклорных безделушек, «сувениров», абажуров или негритянских масок — все собрание барахла, которое повсюду быстро распространяется, особенно в местах проведения каникул и досуга.

Предметы китча дают возможность любой социальной категории в любой момент отличиться, отметить свой статус с помощью некой категории вещей или знаков, а по-простому «пустить пыль в глаза». Так в современных квартирах появляются, например, древнегреческие колонны и статуи. Более обеспеченные группы населения вынуждены дистанцироваться с помощью других знаков, имеющихся в ограниченном количестве (вследствие их происхождения как подлинных старинных предметов, что относится, например, к картинам, или вследствие их систематической ограниченности — это, например, роскошные издания, несерийные автомобили). Однако, богатство и подлинная ценность вещей – вовсе не гарантия того, что китч не поселится в вашем доме.

Особую популярность китч получил в оформлении бульварной печатной продукции, кино и видео в различных формах стандартизированного бытового украшения. Китч захватывает сферу не только самодеятельного и профессионального искусства, но и народного искусства, куда проникают элементы дефольклоризации, псевдохудожественные произведения. В современном мире китч настолько распространен, что специалисты выделяют несколько его разновидностей.

Ретрокич—мода на классический исторический кич. Сегодня многие коллекционируют классический кич: статуэтки, коробочки, коврики, открытки.

Ярмарочный кич — современные рыночные кошки-копилки, игрушки, отдаленно напоминающие народные, и другие поделки.

Неокич, включающий в себя дизайн-кич, гаджет-кич (различного рода сувениры, отличающиеся поражающей нелепостью: авторучка — карманный фонарик, запонки с термометром или пушка, стреляющая сигаретами).

Кэмп — псевдоинтеллектуальный китч. Он содержит эстетику нового дендизма, которая подобрала все, что авангард искусства отверг: маньеристов и прерафаэлитов, «Лебединое озеро» и «Травиату», архитектуру Гауди и рисунки Бердслея.

Для китча характерен набор суррогатов, стереотипов, помпезность, экзальтация в деталях и насыщенность деталями. В отличие от подлинных видов искусства китч, не ставит вопросов, он содержит только заранее подготовленные клише. Он не вызывает духовных исканий. Подражая высоким художественным образцам, китч намеренно низводит их до банальности и пошлости. Независимо от того, выступает ли он сентиментальным, эффектным, напыщенным или креативным, китч называют ужимкой, подражающей внешней стороне искусства. Часто говорят, что китч опирается только на повторение условностей и шаблонов и лишён творческого начала, демонстрируемого истинным искусством. Как элемент массовой культуры китч — точка максимального отхода от элементарных эстетических ценностей и одновременно — одно из наиболее агрессивных проявлений тенденций примитивизации и опошления в популярном искусстве.

Родоначальниками китча в фотографии считается творческий союз Пьера Коммуа и Жиля Бланшара (творческое сотрудничество началось в 1976 году). Их стиль так и называется «Пьер и Жиль» и представляет собой, если можно так сказать, классику китча. Творчество Пьера и Жиля оказало значительное влияние на модную фотографию, рекламу, породило множество подражателей.

Китч в любых видах искусства воспроизводит вещи большими или меньшими, чем образец, он имитирует материалы (имитация мрамора, пластмассы и т. д.), он подражает формам или комбинирует их неподходящим образом, он повторяет моду, не проживая ее. Во всем этом он подобен гаджету в техническом плане: гаджет также является технологической пародией, наростом из бесполезных функций, непрерывной симуляцией функций без реального практического референта.

Королем китча в современной фотографии называют Дэвида Лашапеля. Лашапель снимал для таких журналов, как i-D, Arena, The New York time magazine, Vogue Italy, The London sunday times и Vanity fair. Ассоциация American Photo включила его в десятку Самых Значимых Людей в Фотографии, а число его наград продолжает расти с каждым годом.

Только вот интересно, почему китч так популярен, а создатели предметов китча, так знамениты? Распространенность китча можно объяснить тем, что он стал частью поп-культуры, несущей человеку готовые яркие эмоции, которых так не хватает в жизни. А в качестве дополнительной причины популярности и приятия как китча, так и его изготовителей, можно назвать приписывание творцам китча глубины мышления и даже «насмешки над историей и художественным вкусом», и «издевательство над традициями и стилями». Они предстают в виде неких «сверхчеловеков», которые сознают все недостатки человечества и пытаются с помощью китча наиболее ярко показать их людям. Китч, в данном случае, по мнению искусствоведов, играет роль кривого зеркала. Однако, кривые зеркала обычно лгут, а идти от противного в своих размышлениях современному человеку общества потребления достаточно тяжело.

3 Ответов В “Китч — что это такое?”

  1. Ruprikht:

    Интересно, познавательно… Творить, у человека заложено в подсознании, кому то дано выражать мысли собственные, спрятанные в глубины созерцания…, а кому-то можется простое подражение, в виду отсутствия таланта демонстрации собственных идей, глубину мысли показывают в плоскости, более простой для восприятия..

  2. А на мой взгляд, в массе своей нет в киче никакой глубины. Есть яркая картинка, которую мы готовы «потреблять» не прилагая усилий. Так сказать, за счет броскости фото-китча быстро получать всплеск эмоций. Это объясняет его популярность и самое главное коммерческий успех. Да, действительно, были люди, которые доводили китч до абсурда, ну например, Энди Уорхолл с его творениями из консервных банок. Но таких, как он единицы и их в основном не понимают. Фото-китч легко делать, не всегда дешево, но легко. Потому что дурное всегда легче делать, чем хорошее.

  3. Фонарщик:

    По-моему, ничего удивительного в популярности китча нет. Ларчик просто открывался — во-первых, людям в массе своей лень прикладывать какие-либо усилия к перевариванию информации, поискам истины, да и вообще, осмыслению чего-либо. Китч — это разжеванная и сдобренная термоядерными ароматизаторами пища для массы не умеющих мыслить самостоятельно. Помимо итого, китч активно пиарится и насаждается, в силу того, что умение мыслить осложняет управление людьми, что никому из власть предержащих не выгодно. А китч оболванивает, внушает людям ложные ценности, делая их стадом, послушно бредущим за указующим перстом. Вовсе не зря по рунету гуляет вульгарное, но очень верное выражение «пипл хавает». Да, пипл хавает все подряд, не анализируя, не думая, насколько полезно или вредно то, что в него пихают. И это чрезвычайно грустно.

Написать комментарий