Ожившие призраки.

Апрель 4th, 2010 , Наталья Крюкова

Слыша словосочетание фотографии 19-го века, мы сразу представляем себе черно-белые с уклоном в сепию исцарапанные карточки, на которых изображены дамы в кринолинах или бравые офицеры с закрученными по тогдашней моде усами. Однако, уже в 1861 году английский физик Джеймс Клерк Максвелл (James Clerk Maxwell, 1831-1879 гг.) получил первую цветную фотографию с помощью так называемого аддитивного метода.

В конце 19-го — начале 20-го веков фотографы ряда стран использовали для получения цветных изображений технику тройной фотографии: фотокамера фиксировала на одной стеклянной пластинке три изображения, сделанные через синий, зеленый и красный фильтры. Но только очень малая доля этих исторических негативов сохранилась. И здесь мы остановимся на наследии нашего фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского.

Сергей Михайлович Прокудин-Горский (1863-1944) внес значительный вклад в развитие фотографии. Выпускник Технологического института в Санкт-Петербурге, Сергей Михайлович продолжил свое обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Эдме-Жюлем Момене (Edme Jules Maumene, 1818-1898) и Адольфом Мите (Adolf Miethe, 1862-1927), совместно с которыми занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.

13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трехцветной фотографии, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите.

С этого времени Прокудин-Горский делает цветные фотографии Л.Н. Толстого, Ф.И. Шаляпина, царской семьи и многих других людей. Его снимки древних ваз, экспонатов Эрмитажа, впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.

В тогдашнюю «черно-белую эпоху», на современников Прокудина-Горского, демонстрация снимков в «натуральных цветах» производила сильное впечатление. Но все это осталось бы просто очередной вехой в истории фотографии, если бы не император Николай II, который сам был большим любителем фотографии. В 1909 году Прокудин-Горский получает аудиенцию у царя Николая II, на которой высказал ему идею грандиозного проекта по созданию документального фотообозрения тогдашней России.

Этот проект носил в первую очередь, образовательный характер: при помощи «оптического цветного проецирования» планировалось знакомить учащихся с памятниками архитектуры и искусства, пейзажами, достижениями промышленности и сельского хозяйства, бытом и культурой народов России. Изобретателю поручили возглавить проект, ему был выделен оборудованный под фотолабораторию железнодорожный вагон, придана группа помощников и разрешен допуск в закрытые районы Империи. С 1909-го по 1915 год Прокудин-Горский объездил одиннадцать регионов страны, были сделаны тысячи снимков и прочитаны десятки лекций, сопровождавшихся демонстрацией «слайдов».

Война и революции не позволили завершить начатое. В 1918 году ученый навсегда покинул Россию, покровительство последнего российского императора, которым он в свое время пользовался, делало его положение после революции, мягко говоря, не безопасным. В эмиграцию были увезены и уцелевшие фотопластинки(RGB-пластины) , за исключением изъятых у него фотографий царской семьи и стратегических объектов..

Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер (Lumière). В начале 30-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и ее колоний. Эта идея была реализована сыном Прокудина-Горского - Михаилом.

Скончался Прокудин-Горский в Париже 27 сентября 1944 года, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа (Sainte-Genevieve-des-Bois).

Коллекция цветных фотографий Сергея Михайловича Прокудина-Горского была куплена у его наследников в 1948 году Библиотекой Конгресса США (Library of Congress) и долгое время лежала там в архивах. Только развитие компьютерных технологий позволило обработать эти снимки и показать уникальные виды Российской империи в полном цвете.

В 2001 году Библиотека Конгресса открыла выставку “Империя, которой была Россия”. Для нее стеклянные пластины были отсканированы, и с помощью компьютера воссозданы исходные цветные фотографии, отретушированные и подвергнутые цветокоррекции. Всего коллекция Прокудина-Горского — “Коллекция достопримечательностей России в натуральных цветах” — насчитывает 1902 цветных и около 1000 черно-белых фотографий. Их реставрация и обработка продолжается по сей день.

Цветные фотографии Российской империи

Вот некоторые фотографии из коллекции Проскудина-Горского, восстановленные уже в наше время. Глядя на них, возникает жутковатое чувство единения со временем, которое минуло уже сто лет назад.

Посмотреть отреставрированные фотографии можно здесь

Посмотреть полностью всю сохранившуюся коллекцию снимков Проскудина-Горского можно вот тут

Написать комментарий