Светографика

Май 20th, 2010 , Наталья Крюкова

Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля предлагает одно из самых старых определений слова «фотография», а именно: «ФОТОГРАФИЯ (греч.) – искусство снимать предметы на бумагу посредством света; светопись, солнопись. Такое архаичное, красивое определение – светопись – производит впечатление и вызывает чувство ожидания чего-то чудесного. И это чудесное, волшебное появляется на снимках, сделанных в технике «световая кисть».

В простейшем случае световая кисть — это просто фонарик. Правильная световая кисть — это фонарик с известной цветовой температурой, пилотным светом и сменными насадками. Суть метода в том, что каждый объект подсвечивается отдельно, и источник света во время экспонирования движется.

Световая кисть, которая в последнее время стала очень модной и вернулась в мир фотографии как бы в новом качестве, переименована в светографику, хотя сама технология ничуть не изменилась. Светографика или световая кисть не новый и давно известный фотографам жанр фотографии. За рубежом это направление фотографии называется–painting with light или граффити светом. Особенно модным считается творить световые граффити на фоне урбанистических пейзажей, например, свалки и стройки служат обрамлением для работ западных фотохудожников.

Самым главным качеством подобных работ считается то, что они сделаны без помощи графического редактора Фотошоп, хотя некоторые русские умельцы пользуются и им, но подчеркивают, что только для сведения нескольких снимков в один. Отрицание помощи графических редакторов, в том числе является отличительной чертой фотографа Алана Яраса. Он создает экзотические сюрреалистические узоры из света, преломленного пластмассой.

Создателем идеи урбанистического light painting считается Эрик Сталлер, который начал экспериментировать в этой области аж в 70-х. Его работы представляют наибольший интерес для действительно инспирированных любителей, так как это истоки, и истоки по-настоящему выдающиеся. Изначально Сталлер был известен как скульптор и начал свои эксперименты с создания световых скульптур. Он обводил светом реальные объекты и снимал все это, по возможности в темноте, на длинной выдержке от 5 до 30 секунд.

Также распространенными фонами для зарубежной светографики являются всевозможные свалки машин и другого железа, переходы метро и просто городские улицы, морские и лесные пейзажи. Фотограф Дин Чемберлен создает настоящие мистерии, снимая таинственно сияющие залы храмов и дворцов. Все это действительно красиво и завораживающе. Подобные снимки выглядят как иллюстрации чудес фоторедакторов, но если присмотреться, в них чувствуется живое движение и глубина настоящего искусства.

А что же происходит у нас в России? Русские Интернет-сайты наводнены работами практически единственного фотодуэта, работающего со световой кистью. Название на слуху – Horyma. На виду и работы – броские, контрастные. Правда, зачастую не понятные или производящие болезненное впечатление.

В основном это портреты – групповые или одиночные, а также натюрморты. Эти снимки производят впечатление полностью сделанных в фотошопе и создатели сами соглашаются с этим, однако делают оговорку, что фотошоп присутствует, но в малой степени. Еще они утверждают, что эскизами для работ становятся обычные постановочные фотографии, которые дорабатываются в графических редакторах. Возможно это, конечно, и так, но в отличие от западных образцов светографики, работы Horyma выглядят чересчур обработанными. Horyma не признают за своих ни фотографы, ни художники. Они открыли собственную школу светографики. Курс стоит дорого – около $1000, и это всего за шесть занятий. Однако, желающих его пройти немало и восторженных отзывов в сети предостаточно.

Их творческая продукция рассчитана на субъективность восприятия, что неудивительно в эпоху знаковости в современном искусстве. Вот, что говорят сами Horyma: «Все тона, цвета, пол и возраст персонажа определяются смотрящим…Глубина и жизненность представляемого персонажа определяется пятнами, вспышками света, а также удачностью сочетания пятен и света». Таким образом, создание эмоциональной и, самое главное, смысловой, нагрузки снимка ложиться не на его создателя, а на зрителя, а композиция и сюжет «светографии» Horyma в большей или меньшей степени являются случайными факторами. Процесс создания подобного шедевра можно сравнить с ишаком, которому измазали хвост краской и поднесли к нему бумагу. Только в отечественной «светографике» роль ишачьего хвоста играет световая кисть в просторечии фонарик, а бумаги — цифровая матрица. Художественный образ, если таковой есть, дорабатывается в фотошопе полностью или частично, чтобы наметить направление для восприятия зрителя (ну не совсем же фотографы изверги какие-нибудь). Как и в случае с абстрактной живописью, вызывает большие сомнения тот факт, что нарисованные светом пятна можно назвать искусством. Скорее светографика относится к дизайну. Тем не менее, Horyma претендуют на собственную уникальность и исключительность, не только как фотохудожники, но и как российские первопроходцы в области применения световой кисти. А это уже приедается и хочется новых авторов и новых работ в этой далеко небезынтересной и не такой однобокой технике фотографии.

2 Ответов В “Светографика”

  1. роман:

    Здравствуйте.Возможно ли с помощью подсветки менять пейзаж:утро день ночь?
    С Уважением.Роман.

  2. Можно но очень сложно и не всегда возможно.

Написать комментарий