2. РАБОТА ДЛЯ ПОРТФОЛИО

Июль 4th, 2010 , Андрей Крюков - фотограф

Публикую вторую часть статьи.

————————————————————————————————————-

2.1. Создание портфолио

В целом, это не сложный, но специфический и не однозначный процесс, от части это процесс творческий, от части чисто профессиональный и технический. Изначально необходимо учитывать, что за одну фотосъемку сделать профессиональные снепы и тесты высокого уровня (для Европы, например) очень сложно. С этим могут справиться очень опытные профессионалы, если же ваш фотограф начинающий, то первоначальные 10–20 удачных фотографий снять вполне возможно. Обычно съемка длится от пары часов до 8 часов с перерывами.

Важная задача практически любых съёмок для портфолио заключается в том, чтобы обратить внимание на самые выигрышные стороны внешности модели. Уникальность её внешности и в то же время  многогранность внешности. Её умение явно позировать (показать естественность и непринужденность) и умение не позировать, способности перевоплощаться, умение быть некрасивой, её пластику, гибкость, мимику, её обаяние и индивидуальность. Умение скрыть недостатки или умело представить их как уникальные особенности.

Навыки профессионального, опытного фотографа решать такие задачи может стоить дорого, хотя всегда есть вариант найти в Интернет любителя и попытаться сделать бесплатное съемки для портфолио. К примеру, по принципу TFCD (time for CD) / TFP (time for prints) — вместо того, чтобы платить друг другу за работу, фотограф согласен предоставить модели определенное количество отпечатков (на CD/DVD или в распечатанном на фотобумаге виде) лучших фотографий с сессии и ограниченную лицензию на использование этих снимков в обмен на подписание релиза модели. Но модель должна учитывать то, что в большинстве случаев фотографы, снимающие TFP/TFCD не профессионалы, у которых нет реальных клиентов. Профессионалы в большинстве случаев не станут тратить своё время на бесплатную съемку с начинающими моделями. Во-первых, потому что у них есть клиенты, которые платят деньги и стоят в очереди, во-вторых, работать с начинающей моделью сложно и её придётся учить, в-третьих, если профи снимают бесплатно, то только для своих личных творческих некоммерческих проектов со своими постоянными профессиональными моделями. Но если профессионалы занимаются TFP/TFCD, то это означает, что они просто не востребованы как профессионалы и у них нет работы. В общем, модель должна понимать, что портфолио это очень серьезный инструмент для развития её карьеры и экономия здесь может навредить или просто оставить её без работы.

2.2. Фотограф

Фотограф, которого выбирает модель, должен иметь опыт работы фотографом и наличием собственного портфолио (это чаще всего сайт с работами фотографа или напечатанные альбомы фотографий). Модели желательно внимательно изучить портфолио фотографа, поинтересоваться снимал ли он когда-то для модельного портфолио. Сразу обратите внимание на то, что профессиональные фотографы разделяются по сфере деятельности и жанрам фотографии. Найденный вами фотограф может работать фотожурналистом, папарацци, рекламным фотографом или свадебным. Часто фотографы пытаются заниматься разными сферами и жанрами съемок, но профессионалы чаще всего специализируются в какой-то одной из них. Для съемки портфолио подошли бы фэшнфотограф специализирующийся на съемках моды, рекламный фотограф. Если фотограф специализируется на предметной съемке, репортажной фотографии или на пейзажах, то, скорее всего они не подойдут для съемки модельного портфолио.

Немаловажно наличие у фотографа именно профессиональной фотокамеры и объективов (например, Hasselblad H4D, Hasselblad H3DII, Mamiya DM, Leica S, Nikon D700/D300, Nikon D3, Canon EOS 5D/7D, Canon EOS 1D, Sony Alpha 900,…). Если съемка будет вестись пленочной или цифровой мыльницей это не даст хороший результат. Так же имейте ввиду, что профессиональный фотограф не будет фотографировать модель в лицо со вспышкой встроенной в фотокамеру. Хотя некоторые профессионалы делаю так, например Terry Richardson.

Фотограф должен быть без мании величия, в этом особенно опасны многие фотографы-бизнесмены, которые делают всё как на конвейере в своих дорогих студиях, бездушные дорогостоящие штампы дорогими фотокамерами под дорогим студийным оборудованием. Проведя пару съемок с дорогим оборудованием и снимая красивых обнаженных девушек, они уже считают себя лучше всех и на этом их развитие как фотографа профессионала заканчивается и их лица и поведение излучают самовлюбленность и высокомерие. Вот присмотритесь :) Так же опасны напыщенные фотографы с маниейя — фото-художник и творец искусства», они будут самовлюбленно доказывать вам, что то, что на снимке это высокое искусство, а вы, мол, невежда и ничего не понимаете вообще в искусстве фотографии. Присмотритесь к фотографу, чтобы он не оказался порнографом, не имел отношения к проституции, да и просто хотя бы не был похож на маньяка :) Будьте внимательны с молодыми фотографами (это касается и парней и девушек), которые могут быть больше заинтересованы поглазеть на обнаженное тело модели, а не выполнить качественную работу. Часто, просто обнаженные сиськи — вся суть их кадра :)

У фотографа должно быть высокое чувство ответственности, уверенность в своих силах (а не самоуверенность, как чаще и бывает), умение находить контакт с моделью и плодотворно сотрудничать с ней в процессе сьёмок, умение организовать и планировать время съемочного процесса. Собранность, коммуникабельность, активность, и хороший плюс — умение спокойно без нервов находить оптимальные решения в нестандартных ситуациях.

2.3. Модель

Модель (французский — modèle, от латинского — modulus. Означает — мера, образец). Моделью может быть:

- женщина. Чаще всего возраст 13–25 лет, симметричное или интересное лицо. Объемы не более — груди 90см, талии 60см, бедер 90см. Рост не менее 1,72м и не более 1,84м. Вес не более 55кг. Для подиумных (фешн, fashion) моделей размер нулевой. По версии The British Association of Model Agents (AMA) параметры модели должны быть — 86–61–86, рост 1,73м. Индекс массы тела (ИМТ, англоязычное название — BMI – Body Mass Index) — 15–24.

- мужчина (рост 1,7–1,9м, талия 70–80см, грудная клетка 80–100см).

- пожилой человек или ребенок.

- и даже животные.

Если девушка худая и высокая, то это еще не значит что она модель. Если девушка снялась в студии пару раз, то это еще не значит что она модель. Если девушка (или её мамочка) считает что обладает модельной внешностью, то это еще не значит что это так и есть.

Основные виды моделей это подиумная фешн-модель, фотомодель (или парт–модель), модель для выставок, натурщица. Подиумная модель (в простонародии — манекенщица или вешалка) работает в индустрии моды, демонстрирует одежду на показах. Фотомодель работает в основном для рекламы, снимается для журналов, книг, газет, каталогов, календарей, рекламного видео для телевиденья, боди-арт, принимает участие в мастер-классах фотографов. Парт-модель (от английского part — часть) — модель, снимающаяся в основном в рекламе, только отдельными частями своего тела, такими как лицо и волосы, руки, ступни, грудь, спина, бедра и ноги, т.д. и т.п. Модель для выставок или презентаций работает для привлечения внимания посетителей, потенциальных покупателей выставки. Такие модели фактически становятся лицом продукта на время выставки, моделью-консультантом, моделью демонстрирующей товар или услуги. Натурщица работает в сфере изобразительного искусства, как правило, позирует при создании рисунков, произведений живописи или скульптуры.

Супермодель (топ–модель) — модель, достигшая высшего профессионального уровня. Супермодель — наивысшая точка карьеры в профессии модели, означающая, что модель получает самые высокие гонорары и сотрудничает с крупными компаниями, контракты с которыми превышают миллион долларов. Это могут быть компании из сферы рекламы, моды, телевидения и кино. Например, одни из самых высокооплачиваемых моделей мира по рейтингу журнала Forbes 2009 — (в порядке величины годовых доходов) Gisele Bundchen, Heidi Klum, Kate Moss, Adriana Lima, Doutzen Kroes, Alessandra Ambrosio, Natalia Vodianova, Daria Werbowy, Miranda Kerr, Carolyn Murphy. В отличие от статусов «мастер спорта», «доцент», статус супермодели не является официальным. Поэтому нет жёстких критериев, определяющих этот статус. Так обычно называют моделей, получивших широкую известность.

Для профессиональной модели важно сохранение одних и тех же параметров (вес, объемы тела, цвет и длина волос) в течение срока контракта, а так же в условиях контракта возможен запрет на съемки модели в других проектах сторонних компаний и частных лиц. Что касается «украшений» тела татуировками или пирсингом, то они чаще всего считаются дефектами и несовместимыми с профессиональной деятельностью модели. Так же и с родинками и шрамами. Но это не однозначно, так как модель, может рекламировать шампуни своими волосами и её татуировка на попе даже и не попадет в кадр. Так что многое зависит от специфики работы модели. С веснушками на лице (и/или на плечах и декольте) однозначного ответа нет, плохо это или нет. Некоторые фотографы, например, специально ищут особо веснушчатых девушек для съемок. Вообще если у модели есть какие-то особенности кожи или тела, то лучше сразу предупредить фотографа, когда вы будете договариваться с ним о съёмке.

Иногда решающую роль в кастингах могут сыграть такие детали, как знание моделью английского (французского или даже иврита) языка на разговорном уровне, готовность модели к покраске и стрижке волос, наличие у неё загранпаспорта и действующих виз, умение ездить верхом на лошади, умение плавать, гимнастическая или хореографическая подготовка, отсутствие боязни высоты.

2.4. Отношения фотографа и модели

Так или иначе, съемка это процесс, объединяющий и фотографа и саму модель. Каждый из них должен вложить свой талант и профессионализм. Часто во время съемок рождаются новые идеи, корректируются начальные варианты идей. В теории не должно быть крайности в подходе, например, такого отношения как —ты фотограф, ты и говори, что делать, а то я не знаю, что делать, я только модель» илиты модель, ты и делай, что должна делать модель, придумывай сама, а я только фотографирую». На практике, найти полное взаимопонимание бывает сложно по всяческим специфическим причинам. Но и это не мешает профессиональному опытному фотографу сделать хорошие снимки.

Работа фотографа и актера отличается обычно тем, что актеры лучше владеют навыками перевоплощения и фотографу практически не надо много объяснять актеру, он знает, что и как он может показать на камеру. Актеры, работающие уже ранее, намного ответственнее и творчески относятся к подготовке съемок и работают с полной отдачей, понимая, что работа на портфолио это очень серьёзная работа.

Перед любыми съемками важно провести предварительную встречу фотографа и модели. Предварительная встреча должна быть направлена на взаимопонимание и доверие. Модель должна понять для себя, сможет ли она полностью выложиться на съемках, понимает ли её фотограф и соответствует ли он её требованиям. Фотограф должен понять это же в модели, а так же должен присмотреться к ней с разных ракурсов, чтобы уже было представление о ней на будущую съемку. Возможно, фотограф может сделать несколько снимков. Во время предварительной встречи фотограф может показать свои фотографии модели, возможно, какие-то вызовут интерес у модели и тогда фотограф может предложить ей подобную съемку (чаще так ненавязчиво предлагают съемку арт-фотографии, эротической фотографии (в простонародии «НЮ», от французского «nu» — обнажённый), порнографической фотографии).

Если планируются съемки с обнажением, то фотограф должен позаботиться о безопасности модели, вывести всех посторонних, закрыть двери, создать атмосферу защищенности. В идеале фотограф и модель должны воспринимать друг друга как коллеги, в реальности кто-то из них доминирует ввиду своего опыта, харизмы или статуса в модельном бизнесе. Фотограф не должен заигрывать с моделью, как-то не подумав комментировать её тело, напрашиваться на свидание и, конечно, должен держать свои руки при себе, если фотографу необходимо что-то поправить или прикоснуться, то он должен спросить у модели разрешение. Часто бывает так, что фотографу невозможно трудно объяснить словами модели как ей поставить или повернуть тело, поставить ноги, положить пальцы. Иногда модель и фотограф, говоря вправо или влево, думают о разном направлении, так как стоят напротив друг друга. Всё это вызывает путаницу. Поэтому модель не должна пугаться, если фотограф хочет к ней прикоснуться, это его вынужденные действия, а не его домогательства к ней.

Стилист либо визажист, который всегда должен быть под рукой у фотографа не является для фотографа посторонним, но даже  для некоторых профессиональных моделей этот человек будет посторонним и будет вызывать у модели напряжение. Чтобы модель не боялась, нужно сразу определиться и зафиксировать в модельном релизе (Model Release), где будут публиковаться её фотографии и какие цели преследует данная съемка. Фотограф должен сказать правду о своих намерениях и соблюдать условия договора (Model Release), во избежание тяжелых последствий, как и для него, так и для модели. Зачастую, фотограф мало что знает о своей модели, а модель о фотографе. Поэтому если фотограф без согласия опубликовал фото модели и не просто фото, а фото в обнаженном виде или в оскорбляющем модель контексте, учтите, что это может повлечь за собой неблагоприятные последствия. Например, вдруг какой-то родственник модели действительно может оказаться прокурором вашего города, крупным бизнесменом, чемпионом по боям без правил L Что касается несовершеннолетних, то тут всё может быть сложнее и для фотографа и для модели (особенно когда фотографии увидят её родители). Понимаете о чем речь? J О правовом вопросе и договорах между моделью и фотографом будет дальше в разделе 2.6.

Коммерческая съемка или нет, но модели надо дать время на приведение себя в то  состояние, в котором она может обнажиться перед фотографом. Не желательно сразу в командном тоне приказывать модели раздеться (хотя некоторые успешно используют такую тактику), не надо пялиться на её тело.

Когда модель обнажается, то профессиональный фотограф видит не только просто обнаженную женщину, а именно модель. Фотографу необходимо видеть привлекательность модели, но у него в голове должен быть образ, который ему по задаче нужно воплотить и передать через фотографию, при этом не забывая о позе модели, ракурсе, свете,… чтобы наилучшим образом передать эту привлекательность.

В современном мире фотографии существуют два противоположных мнения (представления) на счет съемок с обнаженной моделью. Первое мнение — выключать в себе мужчину и видеть только обнаженную модель (вообще-то не всегда обнаженное тело должно быть эротичным, сексуальным). Второе мнение — видеть эротическую привлекательность и максимально воплотить её в фотографии. Но профессионализм в целом заключается в том, чтобы фотограф сумел найти золотую середину и в нужный момент выключать в себе мужчину или находить такой способ взаимодействия, чтобы сексуальная энергия шла на пользу снимкам насколько это требует замысел съемок. Возможно, в этом случае модель через лет 20–30 посмотрит на свои снимки и увидит не просто молодую телом девушку, но и сексуальную красотку. Влюбляться фотографу в модель опасно, так как все влюбленные часто не видят негативных качеств. А задача фотографа как раз в том, чтобы сделать такие снимки, глядя на которые, работодатель бы сам влюбился в модель и выбрал именно её.

Начните съемку с портретов лица, потом добавьте плечи, потом грудь, потом поясные портреты, а потом и в полный рост. Так же постепенно просите модель снять вещь одну за другой.

При встрече и во время съемки фотограф должен постараться быть вежливым, внимательным и отнестись уважительно к своей модели. Если поначалу съемка идет сложно, фотограф должен отнестись с терпением к модели, объяснить ей что она делает не так и очень важно не забывать хвалить модель если она делает что-то хорошо. Но не переусердствуйте, иначе модель может подумать, что вы ей льстите, а на самом деле всё выглядит ужасно. Модель должна понимать, что у фотографа во время съемок в голове много важных вещей и то, что он отвлекается на модель и старается быть вежливым это расход его сил и внимания, чтобы модели было комфортно. Пожалуйста, модели, оцените такое отношение и постарайтесь пойти навстречу вашему фотографу.

Многие сталкиваются с тем, что непрофессиональные модели, снимаясь даже одетыми, чувствуют себя неуютно, стесняются, в них есть скованность и напряжение. Стеснительность иногда выглядит очень хорошо. Если нет, то это поправимо, найдите благоприятный момент отвлечь ее, рассказав что-то о диафрагме и выдержке, чтобы она понимала, что у фотографа тоже сложная работа и чтобы она могла удивить своих подружек такими знаниями J

Улыбайтесь если получился хороший кадр и покажите его модели вовремя съемки, пошутите над ассистентом вместе с моделью, но главное не уходить от настроя и темы съемок. Не рекомендуется угощать модель алкоголем, на практике доказано, что это сделает модель более покладистой, но снизится характерность фотографий, растворяя индивидуальность, харизму, эмоции и устойчивость модели на одном месте.  Хотя алкоголь всегда был источником вдохновения для многих творческих людей, модели и фотографы не исключение :)

Шутки-шутками, но атмосфера всё же должна быть рабочей и работа должна быть сделана, тем более если съемки связаны с определенными расходами и являются коммерческими (платными). Фотограф должен контролировать этот момент. В общении фотограф должен стараться всё переводить к работе и не позволять модели отвлекаться от своего образа.

Уже после окончания съемок, просмотрев результат, допустимо выпить с моделью и более близко познакомится и подружиться. Вполне возможно, если модели понравится совместная работа с фотографом и её результат, то она порекомендует фотографа своим знакомым или будет хорошо отзываться о нём.

Другие рекомендации для фотографа и модели читайте в разделе 2.10, 2.11, 2.12.

2.5. Команда

Желательно чтобы на съемке присутствовали не только модель и фотограф. Также в работе весьма может пригодиться ассистент фотографа, визажист и стилист. Для некоторых проектов приглашаются даже режиссер съемок (у фотографа и его ассистентов часто столько работы с технической, что им не до режиссуры съемочного процесса), специалисты по декорациям (заказчик захочет чего-то эдакого и это надо кому-то построить) и пост-продакшн (фотограф может не разбираться совсем в пост-обработке и многие его недочеты в съемке придется исправлять специалистам по пост-продакшн, поэтому они должны быть рядом чтобы сказать, что они смогут исправить, а что надо переснять). Заграницей все эти должности четко разграничены и каждый занимается только своим делом, на территории постсоветского пространства обычно фотограф сам себе режиссер, ассистент, специалист по пост-продакшн, декоратор и даже хореограф. Это не потому, что наши фотографы настолько суровы и гениальны, это потому что бюджеты на всё это у нас более скромные или вообще отсутствуют.

Ассистент должен всегда вовремя и даже раньше фотографа приходить на съемку, проверять необходимые технические и прочие важные специфические условия для будущей съемки. Мало говорить, но много и вовремя делать. Безропотно носить тяжести, молниеносно раскладывать и настраивать оборудование в рабочее состояние. Уметь правильно померить экспозицию и подкорректировать освещенность по просьбе фотографа, забыть о каком-то творчестве и думать только о выполнении порученной фотографом работы. Вовремя приносить не только чай или кофе, но и необходимые инструменты фотографа. Замечательно если у ассистента есть загранпаспорт, права и свой личный автомобиль, который очень пригодиться для съемок на выезде или для того, чтобы подвезти модель вечером домой J

Ассистент всегда поможет в нестандартных ситуациях со светом и другим оборудованием, реквизитом, поможет перенести модель на руках в нужное место через грязь и препятствия, отгонять насекомых или обезьян, держать зонтик во время дождя, мгновенно найти крышку от объектива, даже поможет отвлечь зевак на выездных съемках и так далее. Наличие у фотографа своего проверенного и опытного ассистента весьма существенно может положительно повлиять на ход работы, её результат и продолжительность.

По возможности (необходимости)  обязательно подключить проверенного профессионального стилиста-визажиста (это дневной, вечерний или даже подиумный макияж), гримёра (если театральный макияж). А также мастера по маникюру и педикюру. Маникюр у модели должен быть обязательно, так же как и эстетичный вид ног. Привлекать ли мастера по маникюру или нет, этот вопрос надо обязательно обсуждать. Так как это весьма важная деталь внешности, которая будет заметна на фото. Если ваш основной проверенный визажист в данное время недоступен, спросите его о том, кого он может рекомендовать, зная ваши требования к уровню работы. Или же вы сами можете найти визажиста, например в Интернет. Посмотрите его портфолио, узнайте, работает ли он с качественной косметикой и какое имеет образование, опыт или награды.

Так же по возможности (необходимости) обязательно подключить проверенного профессионального парикмахера. Хотя в некоторых случаях, в которых не крайне важен макияж, модель может сделать макияж и прическу самостоятельно (это может быть умеренный макияж). А, например, для снэпов необходимо практически совсем отказаться от макияжа и укладки.

Фотографам и моделям надо иметь ввиду еще такой момент, что после работы визажиста и стилиста модель, увидев себя, может измениться внутренне, психологически это нормально. Модель может стать более уверенной при ярком макияже, более сексуальной при незаметном или дерзком макияже или прическе. В съемках с обнаженной натурой как правило используют умеренный, специфический макияж.

Саму прическу, макияж или грим надо создавать непосредственно перед самой фотосессией на съемочной зоне или в студии, чтобы макияж не успел исказиться и его не нужно было поправлять или переделывать заново. Чтобы прическу не раздуло ветром или она не развалилась раньше времени съемок. Поправления и переделывания, возможно, приведут к утрате большого количества ценного времени.

Если решили обойтись своими силами, то из косметики у вас обязательно должны быть:

- воображение или готовые наработки (некоторые смотрят журналы VOGUE, Harper’s BAZAAR, ELLE, L’Officiel, Glamour, GQ, …)

- тональный крем чуть светлее кожи и цвета кожи, маскировочные карандаши и корректоры

- пудра нескольких оттенков (прозрачная, маскирующая, мерцающая, бронзовая, …)

- помада как минимум в 3-х вариантах: обычная, немного светлей обычной и немного темней обычной

- тушь для ресниц (водостойкая или неводостойкая, удлиняющая, объемная или подкручивающая)

- карандаши для глаз разных оттенков, но обязательно включающие в себя темные и светлые виды

- блеск для губ/глаз и т.д.

Для создания укладки, прически у вас обязательно должны быть, например:

- опять же воображение или готовые наработки (опять же некоторые смотрят журналы VOGUE, Harper’s BAZAAR, ELLE, L’Officiel, Glamour, GQ, …)

- фен с насадками (желательно в удобной форме пистолета)

- различные плойки для завивки волос, плойки-фены со щёткой и щипцы-выпрямители (плоские щипцы, с насадками гофре,… или бигуди различного размера)

- зажимы для волос (иметь в достаточном количестве — шпильки, невидимки, резинки, …)

- лак, мусс, гель

- различные типы расчесок («хвостик», для тушевки, с длинными и редкими зубьями, …)

- щетки (скелетная,брашинг», полукруглая щетка, …)

2.6. Документы

Как правило, договор нужен только фотографу (хотя по желанию модели делается экземпляр и ей). И нужен он не только в коммерческой съемке. Даже если вы снимаете не коммерческий проект, возможно, он настолько будет удачным, что его захотят купить и опубликовать, заплатив вам гонорар.

Если модель пообещала вам что-то, юридической силы обещания не имеют и без договора вы не имеете право распоряжаться своими же фотографиями. Поэтому договор фотографа и модели нужен всегда. Так что до съемок фотографу и модели необходимо обсудить и подписать специальные документы (Модельный релиз или Соглашение с моделью, model release, Договор о передаче прав на публикацию), касающиеся, например, таких вопросов как:  могут ли фотографии быть продемонстрированы третьим лицам (другим его клиентам) в качестве образцов, опубликованы в персональном блоге или портфолио фотографа, использованы при написании статей в качестве иллюстраций и т.д.

Если модель несовершеннолетняя, то соглашение (Minor Release) должна подписать модель и её родители или опекун и весьма желательно, чтобы второй из родителей выступил в качестве свидетеля. У нас совершеннолетним возрастом считается возраст от 18 лет, на Западе от 21 года.

Если это съемка с обнажением и эротическим содержанием, то модель обязательно должна быть совершеннолетней. Фотографу рекомендуется сделать цветную копию паспорта модели, и она должна письменно подтвердить свое согласие на участие в таких съемках.

Типовой шаблон модельного релиза можно с легкостью найти в Интернет. Но вы можете составить его сами, так как на самом деле, в этом нет ничего крайне сложного. Модель-релиз должен содержать в себе лишь самую необходимую информацию:

1) предмет договора, то есть тот результат деятельности фотографа и в той форме, которые ожидает заказчик

2) дополнительные, специальный условия договора

3) сумма вознаграждения, порядок и сроки оплаты

4) согласие модели на съемку и передачу всех прав на фотографии фотографу

5) дата и место съемки

6) паспортные данные и подпись фотографа

7) паспортные данные и подпись модели

8) паспортные данные и подпись свидетеля

Не исключено, что возможен заказ фотосъёмки на условиях строгой конфиденциальности и неразглашения перечисленной в договоре конфиденциальной информации и каких-то сведений, связанных со съемками и моделью, но это будет стоить дороже, чем обычная съемка по релизу. В некоторых случаях, в договоре указывается, что модель сразу после съемок получает карту памяти из фотокамеры с оригинальными снимками.

2.7. Создание образа

Образ для съемок необходимо конечно обсудить предварительно, потом обсудить гардероб и реквизит. Проработать создание оригинального образа, его эстетику, настроение. Важно не только придумать образ, но и реализовать его в полной мере. Поэтому к гардеробу, реквизиту и месту проведения съемок надо отнестись ответственно исходя из реальных возможностей.

Придумать оригинальную идею для многих весьма сложно, поэтому начинающим можно попробовать стандартные образы и идеи. Возможно, проработав их, у вас появится представление и какие-то свои идеи относительно желаемого образа. Можете вдохновиться журналами, сайтами профессиональных фотографов, листая фото-сообщества, пересматривая работы известных фотографов и великих художников. Но помните, что нельзя копировать идеи, так как это плагиат и уже не профессионализм. Нужно от чужих идей отталкиваться, то есть развивать, дополнять, переосмысливать,…

Здорово, если модель сама разрабатывает свой оригинальный образ, который в последствии может стать её визитной карточкой. Возможно, модель хотела увидеть себя в каком-то образе, тогда его надо попробовать предложить режиссеру съемок.

Что такое образ. Прежде всего, — настроение, эмоции, в каком-то смысле актерская игра. В идеале модели нужно избавиться от комплексов, страхов и неуверенности в себе. Не бойтесь пробовать и экспериментировать, вполне возможно вы найдете в себе нечто новое и еще не изведанное. Или же точно поймете, в каком образе вам неуютно и какого образа вы боитесь. Далее образ уже дополняют, конечно, — одежда, прическа, макияж, аксессуары,… прочий реквизит.

Некоторые элементы стандартных образов:

1. В купальнике, белье для девушек, обнаженный торс для парней (обязательно — необходимо показать фигуру, особенно для моделей, работающих на подиуме)
2. Уличный, молодежный или спортивный (джинсы, облегающие или рваные майки, рубашки, кеды и т.п.)
3. Fashion (Street Fashion) (стильное платье, обувь на каблуке. Особое внимание уделяется прическе и визажу, чтобы образ был законченным)
4. Бизнес (строгая стилистика, классика)
5. Ретро (стиль старого Голливуда или будуарный стиль. Часто делается чёрно-белым или в сепии)
6. Романтика или бейби-долл (легкомысленные платья, светлая тональность, яркие акценты, веселое или мечтательное настроение)
7. Вамп (подчеркнутая эротичность, драматическое освещение)
8. Ню, эротика, бодиарт (акцент на красоте обнаженного тела)
9. Трэш, антигламур

(для самых смелых и уверенных в себе. Фото оставляют впечатление и отлично смотрятся на контрасте с остальными образами)

Модельные образы вы можете реализовать при желании в дополнение к тестовой части портфолио:

Подиумная модель Пояснения излишни. Эти модели считаются лучшими.
Типовая модель модель принадлежащая к определенному, ярко выраженному типажу. Постарайтесь раскрыть этот типаж в портфолио (или его дополнительной части).
«Реал-лайф» модель Обычный человек, но и обычного человека тоже надо сыграть.
«Примерочная» модель Модель, которая работает с дизайнерами, конструкторами одежды, портными — этим людям для создания новой модели одежды приходится очень много времени работать с примерочными моделями, на которых обкатывают и отрабатывают все их замыслы и решения. Очень, очень нелегкий труд.
Модель для каталога Этот образ модели содержит меньше индивидуальных и больше типичных черт.
Этническая — модель С оттенком кожи отличным от белого. Или имеющая ярко выраженные признаки какой либо расы/народности.
Возрастная Название говорит само за себя. Частично это модель «реал-лайф».
Неформальная Выгодно отличающаяся чем либо от стандартных человеческих типов. Например «неформальная молодежь».

Реквизит (от латинского requisitum — требуемое, необходимое) порой действительно необходимая составляющая образов для съемок. Реквизит представляет собой различные натуральные или бутафорские (муляжи) предметы, которые помогают зрителю почувствовать обстановку времени и места действия. Такими предметами могут быть: мебель, картина, чемодан, сундук, всевозможные игрушки, цветы (живые или искусственные), шляпы, веера, боа, очки, зонтики, шарфы, ремни, украшения, фрукты и овощи, конфеты, пластинки, любимая техника, ноутбук, винтажная фото/видео-камера, подушка, краски, карандаши, ножницы, мелки и прочая канцелярия, бритва, мячи, гантели, боксерские перчатки, ролики и прочие спортивные принадлежности, книги, пистолеты, мечи и прочее оружие, воздушные шарики, мыльные пузыри, нитки, пуговицы, ленты, ткани, велосипед, мотороллер,  домашние животные и тд. и т.п. Сигареты-самокрутки, бутыли с самодельным алкоголем и шприцы не желательно использоваться для в съемках для модельного портфолио J

2.8. Выездные съемки

Прежде чем планировать выездные съемки, хорошо подумайте о цене вопроса. Сразу учитывайте транспортные расходы, расходы на ассистентов, возможные неблагоприятные погодные условия. А также время, так как работа в «полевых» условиях всегда требует больше времени. Заблаговременно определитесь с запасными вариантами съемок, на случай трудностей с локацией, охраной или погодой.

Если все-таки решено делать выездную съему, то найдите локацию (место для съемки), лучше несколько локаций для разных образов. Особое внимание на локациях необходимо уделить безопасности, сюда входит сохранность фототехники и фото-аксессуаров, гардероба, реквизита, а так же безопасность для самой модели и фотографа, так как откровенные образы модели или просто сам процесс фотосъемок неизбежно вызовет много вопросов и эмоций у проходящих мимо зевак (и особенно у  местного быдла). Далее кратко о локациях.

Локация (место съемок) Плюсы Минусы
Студия Обращайте внимание на площадь студии, если больше 30м2 это удобная рабочая площадь. Высота потолков 3м и выше — замечательно. Профессиональный (Elinchrom, Bowens,…) студийный свет и насадки (зонты на просвет и на отражение, софт-боксы, стрип-боксы, соты, створки, фильтры, тубус, портретная тарелка, октобоксы) мощностью от 500Дж (Джоулей) и выше. Если у вас нет синхронизатора студийного света с фотокамерой для вашей фотокамеры, то уточните, есть ли он в студии. Желательно от 3-х источников света и более. Стойки, подвесная система для света. Студийный фон (одноцветный – черный, белый, серый, красный,… фактурные, с абстрактным рисунком). Вполне возможно, что в студии вам предложат арендовать хорошую фотокамеру, декорации и реквизит (стулья, различные предметы, игрушки, одежда, аксессуары,…), гардероб. Не исключена возможность получить в помощь студийного сотрудника. Отсутствие посторонних людей — конфиденциальность, независимость от погоды, возможность переодеться, туалет и даже душ (нужен если съемки связаны с бодиартом или подобным), электроэнергия, внутренний климат, хорошие условия для стилистов и визажистов, возможность перекусить и выпить чай или кофе. Стоимость — если аренда. Однообразие фона. Не давайте модели скучать, но в арендных студиях нельзя пить алкоголь и курить, приходить с 5-ю и более человек, а также множество других ограничений арендных студий. Уточняйте условия аренды.
Улица, подъезд Разнообразие архитектуры, дворы, двери домов, лестницы, арки, фонарные столбы, уличные указатели, знаки и светофоры, фонтаны, статуи, чужие дорогие авто :) открытый свет и интересные тени. Много времени на перемещения если не продумал маршрут. Зеваки, машины, отвлекающие звуки, шумы, сложности безопасности, нет электричества, нет возможности переодеться, сложности стилистам и визажистам, недовольные хозяева подъезда,
Парк, природа, сад (ботанический) Парковые аллеи, фонари и лавочки, ворота. большие разнообразные деревья, полянки и холмы, цветы, трава и кустарники (прочие зеленые насаждения), статуи, фонтаны, мостики, водоемы. Столь многими начинающими излюбленные просторы полей (пшеничные и маковые :) Парковые сексуальные извращенцы, собачники с собаками и их кучки, непонятно откуда взявшиеся насекомые. Отсутствие электропитания, туалета, возможности переодеться. Сложности стилистам и визажистам, сложности безопасности. Плата за вход. Зеваки.
Квартира, гостиница,… Интерьер — окна, кровать, шкаф, дверь, столы и стулья, обои и ковры, лестницы и балконы. конфиденциальность, независимость от погоды, внутренний климат, возможность использовать студийный свет, электричество, туалет, место для переодевания, место для работы стилисту и визажисту, отсутствие зевак и посторонних шумов, возможность перекусить и выпить чай или кофе. Стоимость если аренда, недоверие или страх начинающей модели остаться наедине с фотографом :)
Крыша здания возможная панорама города, фон соседних зданий или неба, отсутствие лишних зевак, использование благоприятных погодных условий, солнечный свет, внешние достопримечательности и атмосфера крыши Заранее добыть ключи от крыши и найти способы вообще проникнуть в здание. Сложности при изменении погодных условий, безопасности — старая крыша, отсутствует электричество, туалет, возможность переодеться. Сложности стилистам и визажистам. Риск увлечься процессом съемок и сгореть на солнце, простудиться на ветру.
Многолюдный ТЦ атмосфера многолюдности, специфический фон и свет шум и гам, возможно чересчур специфический свет, множество зевак, сложности безопасности, нет электричества, нет возможности переодеться, сложности стилистам и визажистам
Пляж песок с ракушками или галькой, фон моря, брызги волн, закат или рассвет на морском горизонте, съемка на воде или в воде, кабинки для переодевания, и возможность воспользоваться туалетом, может быть пляжное оформление в виде живых пальм, пирс, пляжный реквизит (шезлонги), скутер, серфинговая доска, мяч и сетка для пляжного волейбола. возможен ветер с песком, множество зевак, сложности безопасности, нет электричества, сложности стилистам и визажистам, риск увлечься процессом съемок и сгореть на солнце.

2.9. Пост-обработка

В бук должны войти 10—20 самых лучших фотографий формата А4 (20х30см) с постобработкой (технической и/или художественной). Некоторые фотографии дублируются в ч/б или сепию варианте (2—5 фото). Избегайте двух похожих, однотипных кадров. Здесь главное — качество фотографий, а не их количество. Портфолио это не домашний фотоальбом и не фото-блог для друзей, это ваше резюме для модельной карьеры. К сожалению, портфолио смотрят до первой плохой фотографии.

Пост-обработка (пост-продакшн, post-production) и художественная обработка должны быть сделаны качественно, и конечно на компьютере в цифровом формате, например, в таких программах как Фотошоп (Adobe Photoshop версии CS3–CS5), Лайтрум (Adobe Lightroom версии 2–3), а также в программах Apple Aperture, Capture One Pro, Nikon Capture NX. Крайне желательно использовать не JPG-файлы фотографий (JPEG), а RAW-файлы камеры.

В целом под пост-обработкой имеется ввиду устранение дефектов фотографии, структурное изменение фотографии и подготовка к публикации. Это может быть базовая почти незаметная ретушь или детализированная ретушь. Устранение шума, цветокоррекция, коррекция яркости, контрастности, тона, удаление пыли, царапин, дисторсии, виньетирования, увеличение резкости, изменение фона, возможно стилистические элементы и эффекты, изменение композиции фотографии кадрированием, использование специальных фильтров и эффектов (например, HDRI). И как завершающий этап — подготовка к публикации — печать на бумаге и/или для сохранение фотографий в необходимых параметрах для размещения в сети Интернет, в журнальной или газетной печати.

Вообще у специалистов по постобработке есть свои модные тенденции, так что заранее обговорите, что вам нужно и/или пусть они предложат свои варианты. Точное определение необходимых результатов может существенно сэкономить время, деньги и главное нервы. Если модель (заказчик) не определилась чего именно она хочет добиться в результате пост-обработки, тогда пусть расскажет чего она не хочет. Учтите, что сейчас уже многих выворачивает на изнанку от «гламурных», кукольно-пластиковых лиц и тел, от хоть немного измененных черт лица и тела, от сильной контрастности и насыщенности цвета, от чрезмерной резкости и клаустрофобного кадрирования, от мертвецких цветов лица и тела… Так чтобы пост-обработка не стала неприятным сюрпризом, необходимо уделить время для обсуждения вариантов пост-обработки. И после съемок модель должна получить обработанные фотографии не через месяц или полгода, а через 3-5 дней или неделю (если большой заказ и сложная пост-обработка). Важно понимать, что быстро это не всегда качественно, хотя за срочность надо платить, но и задерживаться с пост-обработкой на недели это не профессионально. Если фотограф сам лично занимается постобработкой фотографий, то лучше это делать не позже нескольких дней после съемки, пока еще осталось впечатление от модели и ощущение от съемки.

Итак, модель получает:

- контрольные фото 10х15см (или чуть больше размером) напечатанные на обычной бумаге. Желательно сделать стандартные контрольки, которые представляют собой один или два листа 20х30 или 13×18см, на которых в уменьшенном размере напечатаны все фотографии со съемок. По контрольным отпечаткам букер, возможно, отберёт фотографии, которые печатаются 20х30см для портфолио.

- компакт-диск. Диск CD/DVD должен быть не самый дешевый и желательно в пластиковом боксе, это лучше сохранит его от повреждений, чем целлофан или бумажный пакетик. Желательно в бокс для диска распечатать на бумаге квадрат 12х12см со вписанными в него данными — Ф.И.О. или псевдоним модели, дата съемки,… фотограф, стилист, визажист такой-то… и т.д. и т.п. Можно конечно написать маркером на вкладыше :) На диск сохраняйте фотографии в стандартном, широко известном и удобном формате .JPG или .JPEG. Для размещения в Интернет или отправке по электронной почте фотографии должны быть размером 800 или 1200 пикселей по большей стороне, разрешение не меньше 72dpi (стандартное разрешение мониторов 72 точки на дюйм)). А также дополнительно по договоренности на диске могут быть записаны все полноразмерные снимки в оригинальных RAW-файлах с фотокамеры или сконвертированные JPEG-файлы с постобработкой или без.

- готовые распечатанные фотографии 20х30см, которые отобрал букер (заранее уточняйте, на какой именно  бумаге  делать печатать. Не исключены случаи, в которых это важно). Саму папку для портфолио желательно чтобы модель выбрала и купила сама. Можно найти готовую, можно заказать дизайнеру или букер порекомендует, где и какую папку можно приобрести.

2.10. Модель перед съемками

- не следует загорать ни на пляже, ни в солярии.

- привести в порядок ногти на руках и ногах (маникюр и педикюр).

- вымыть голову и не наносить никаких лаков и других средств.

- не делать себе макияж, корректировать брови и не проводить никаких чисток кожи скрабом, если на съемках вас ждет визажист. Снятие макияжа занимает время, лучше увлажните кожу, чтобы не было шелушения и раздражения.

- не надо накануне съемок проводить бурную ночь (например, в ночном клубе).

- не надо заниматься физическими нагрузками (никаких спортзалов, не копать картошку).

- нельзя накануне съемки проводить радикальные косметические процедуры (некоторые умудряются делать туту).

- не ешьте и не пейте перед съемками продуктов, которые могут вызвать у вас аллергию или другие проблемы со здоровьем. Это касается и таблеток, не пейте никаких мочегонных и успокоительных. Хотя некоторые могут порекомендовать и более специфические методы, например, сделать модели очистительную клизму, после которой животик станет немного меньше в размерах.

- за день-два перед съемками желательно чтобы модель созвонилась с фотографом (стилистом и визажистом) или администратором студии и убедилась, что все планы на съемку не изменились. Возможно по каким-то причинам съемка перенесена или изменились какие-то детали.

- не надо добираться до места съемок попутками, в часы пик. Если модель по какой-либо причине опаздывает, рекомендуется уведомить об этом фотографа по мобильному телефону. Фотограф и вся съемочная группа не так сильно будет злиться на модель за опоздание, потому что пока модель будет добираться на съемки у них будет  возможность сделать какие-то свои дела вместо того, чтобы просто сидеть и ждать, когда же появится модель. Но, конечно, желательно приехать вовремя, так как, например, съемка может проходить в арендованной студии, и время стоит денег. Репутация и отзывы о модели, как о непунктуальной уж точно не помогут ей в карьере. А лучше прибыть на место съемок немного раньше, назначенного и спокойно не торопясь, чтобы было время настроиться, познакомиться со всеми, обсудить конкретные детали и вообще освоится.

- если месячные доставляют модели серьезное неудобство и модель не в состоянии работать, то лучше сразу сообщить об этом фотографу и перенести дату съемок. Обычно фотографы, много работающие с моделями, в курсе этих дел, поэтому не надо стесняться, надо сказать об этом, во избежание проблем и неприятностей. У некоторых девушек месячные проходят менее болезненно, и они вполне могут работать, что устраивает многих фотографов, так как при месячных втянуть живот модели трудно, и она его напрягает, а это уже выглядит гораздо лучше, чем специально втянутый живот.

- до поездки в студию не стоит одевать обтягивающую и/или стягивающую одежду, которая оставляет следы на теле. Потом для «разглаживания» следов на теле может потребоваться от 30 мин до 2-х часов. Если критично время, то желательно чтобы модель разделась, прикрылась чем-то и ею занялись визажист и парикмахер, за время их работы следы возможно успеют разгладиться.

- если вы несовершеннолетняя приходите на съемки с мамой или папой. Но не приводите на съемку свою родню, если вы совершеннолетняя. Ваша родня, возможно, будут вмешиваться в процесс съемок, комментировать действия фотографа, пристально надзирать за происходящим, чем сильно будут раздражать фотографа.

- если же модели необходима моральная поддержка, то модель может  взять с собой на съемку свою подружку/сестру/парня, но предварительно модель должна попросить разрешения у фотографа. С одной стороны модель не будет бояться и её будет кто-то развлекать, но с другой стороны многие фотографы не терпят на съемках лишних людей.

- приходите на съёмку выспавшись, настроившись на работу.

- возьмите с собой свою любимую музыку,

- можно перед выездом попозировать дома перед зеркалом.

- постарайтесь раскрепоститься, чувствовать себя уверенно и получите не только хорошие снимки, но и удовольствие от процесса!

2.11. Фотограф во время съемок

Фотограф перед съемками и сам должен быть настроен на съемку, так как его уверенность (не самовлюбленность и самоуверенность, не путайте) передаётся и модели. Не пугайте модель своей суетливостью, спешкой, агрессивным общением с ассистентом или по телефону.

Фотограф может приятно порадовать модель, если с первого раза запомнит её имя :) Если заранее запасется для модели на время съемок какой-либо вкусностью (шоколадки, фрукты, конфетки, печеньки) и водой (соком или напитком).

Бывают съемки, которые требуют множества движений от модели и она может сильно устать физически. Фотограф должен это учитывать. Как правило, съемки планируются так, чтобы в начале было больше снимков с активным движением модели, а под конец съёмки были снимки сидя или лёжа.

Если вы фотограф и снимаете в своей личной студии, то не стесняйтесь повесить на стены свои дипломы или свои самые лучшие работы (если фотограф специализируется на НЮ, тогда вешать надо НЮ). Для модели будет понятно, что она пришла куда надо, к опытному фотографу и это прибавит ей уверенности и спокойствия.

2.12. Модель во время съемок

- должна придерживаться основных правил как доказательство профессионализма или претензии на таковую перспективность. Модель, изначально должна понимать, что пришла она работать, какая бы не была уютная обстановка и расслабляющая атмосфера в студии.

- появившись в студии, сразу же появитесь на глаза фотографу или главному режиссеру съемок и желательно представьтесь всем участникам съемок.

- так же желательно держаться непринужденно, но со стороны застенчивость часто кажется высокомерием.

- в студии много дорогостоящего оборудования, поэтому не трогайте и не берите в руки ничего, не спросив разрешения.

- никогда сами не давайте ассистентам фотографа своих каких-то личных поручений, только в крайнем случае можно попросить фотографа, чтобы он попросил своего ассистента сам сделать для вас что-то личное. Эти люди имеют свою работу и не являются вашими ассистентами или личными слугами.

- переодеваясь, следите и будьте осторожны с вещами, не испачкайте их макияжем, не садитесь на вещи, вешайте на вешалку. Будьте аккуратными, это обязательно заметят и оценят.

- в демонстрационной одежде желательно не кушать, не пить и не курить, так как зачастую любая вещь находится в студии в единичном экземпляре и может стоить значительных денег.

- не забывайте сдать весь гардероб и реквизит ответственному лицу, чтобы о вас не думали, что вы что-то унесли с собой.

- не начинайте протестовать или капризничать, когда фотограф делает кадр, который, по вашему мнению, будет неудачным или сделан в неподходящий момент. Фотограф в этом главный, ему виднее. А если объяснения фотографа вы не понимаете, то принимайте во внимание то, что фотограф мыслит образами и объяснить их понятными словами зачастую сложно.

- не забывайте снять с себя все свои сережки, кольца и прочие аксессуары.

- не забывайте смотреть себе под ноги, так как при съемках часто провода лежат на полу, вы рискуете зацепить дорогой прибор, повредить оборудование или получить травму.

- без разрешения фотографа не наступайте на подвесной студийный фон, его легко испачкать и он будет не пригоден для съемок. Некоторые ассистенты фотографов заклеивают обувь скотчем или фотографы просят модель принести сменную чистую обувь.

- желательно умеренно болтать на съемках о том, что съемок не касается. Это касается и мобильного телефона, если хотите позвонить, то попросите разрешения у фотографа (режиссера съемок), старайтесь говорить не долго. В идеале, мобильный телефон лучше выключить вообще. Помните, время — деньги.

- на съемках не жуйте жевательную резинку, не приходите выпившей или под наркотиками, лучше позаботьтесь о своей личной гигиене.

- записывайте имена и контакты или берите визитки тех, с кем вы познакомились во время съемок, знакомства, возможно, еще очень вам пригодятся.

И конечно, приветливость, вежливость, тактичность — обязательные качества профессиональной модели. Продолжительность карьеры во многом зависит от того, обладаете вы ими или нет. На модельном рынке большая конкуренция и одними внешними данными ничего не гарантированно. И как порой бывает, важно чувствовать момент, держать руку на пульсе модельного бизнеса, чтобы оказаться  в нужное время в нужном месте в кругу нужных людей. Удачи! :)

3 Ответов В “2. РАБОТА ДЛЯ ПОРТФОЛИО”

  1. ЭТО СУПЕР СПАСИБО ОГРОМНОЕ

  2. [Blocked by CFC] Серебряков:

    Актуально. Скажите мне, пожалуйста — где я могу найти больше информации по этому вопросу?

  3. В сети достаточно много подобной информации, стоит только поискать.

Написать комментарий