Секреты редактирования фотографий

Февраль 8th, 2011 , Андрей Крюков - фотограф
Секреты редактирования фотографий

Отрывок из книги Генриетты Брэкмен «Совершенный фотопланшет».

Что значит лучший снимок?

Не существует единых правил, по которым оценивается снимок. Существуют не только школы разных эстетических направлений, но и личная оценка фотографии, часто обусловленная индивидуальным вкусом человека. Это, однако, не означает, что нет эстетических норм, присущих всем хорошим фотографиям, которые следует понять и соблюдать. Но моя задача — попытаться помочь Вам в отборе лучших фотографий для Вашего фотопланшета, рассказав о некоторых критериях и методах, которые я рекомендую для отбора фотографий.

Пути развития и совершенствования хорошего критического взгляда.

Смотрите на хорошие снимки. Чем больше Вы будете смотреть на первоклассные фотографии, тем выше поднимается уровень Вашего вкуса. Большое значение имеет просмотр выставок в музеях и картинных галереях, знакомство с каталогами выдающихся фотографов. Нужно также следить за последними снимками, публикуемыми в престижных фотожурналах.


Не сосредотачивайте всё внимание на технике.

Если Вы смотрите на хорошую фотографию и обращаете внимание только на техническую сторону, Вы совершаете ошибку. Лучше задумайтесь о том, какая здесь скрыта идея и насколько удачно она передана автором. Спросите себя, какие оптические элементы делают её выразительной. Иногда полезно сравнить способ трактовки идеи и способ, который бы Вы использовали для отображения этого сюжета.


Изучайте произведения искусства.

Старайтесь развить в себе понимание эстетики всех видов искусства — живописи, скульптуры, музыки, литературы. Во всех видах искусства мы найдём сходные законы структуры, единство связи форм и содержания. Помните, что хорошая фотография должна следовать тем же эстетическим правилам

Как определить качество снимков.

Проанализируйте каждую деталь. Я отстаиваю одно нерушимое правило: пройдитесь по всему изображению частым гребешком. Систематчески выверяйте каждую деталь, точку за точкой, миллиметр за миллиметром. Помните: изображение создаётся нюансами. Картье-Брессон однажды сказал: «Разница между хорошим произведением и посредственностью — вопрос миллиметров. Без подробного исследования Вы упустите маленькую деталь, она же может испортить Вам весь снимок, который иначе был бы хорошим. Вы не обратите на это внимания, а Ваш заказчик заметит.»

Как провести подробное исследование.

Прежде всего хорошенько ознакомьтесь с изображением в общих чертах, чтобы прочувствовать его и оценить зрительное воздействие. Затем повторите осмотр, но уже более подробно. Выберете отправную точку — в центре ли, слева или справа — не имеет значения — и пристально осмотрите всю поверхность. Я обычно начинаю сверху слева и обвожу фотографию взглядом концентрическими кругами или овалами. Но никакого единого правила для всех не существует. Иногда я начинаю с той части фотографии, которая наиболее мне интересна. Ваш глаз так или иначе подскажет Вам, откуда начать.

Проверьте кромку

Легко ли заметить случайно попавшую в кадр руку, мелькнувшую в углу, не вписывающуюся ветку дерева или же оконную раму, случайно пойманную объективом? Если Вы обнаружили на краях фотографии что-то отвлекающее внимание, это можно вырезать.

Проверьте выражение лица.

Внимательно посмотрите на улыбающееся лицо. Это естественная улыбка или всего лишь гримаса? Не хмурый ли взгляд на этом якобы жизнерадостным лице? Сопоставьте со следующим дублем и решите, какой правдивее.
Проверьте полутона. Лёгкая тень может добавить жизненности снимку. А иногда она не оживляет, а даже вредит ему.
Читается ли снимок? Снимки должны быть без труда понятны зрителям. Если снимок непонятный, запутанный или же смысл его настолько неясен, что нуждается в объяснении, — уберите его из предполагаемых образцов.
Прикройте детали, которые вызывают у Вас сомнение. Часто помогает, если Вы прикроете деталь рукой — тень, световой эффект, передний план или же область заднего плана — как делает художник. Вы увидете, портит эта деталь изображение или наоборот.

Суть проведения анализа.

Исследуйте снимки в три приёма:
Первый осмотр. Не задерживайтесь на анализе каждого изображения. просто отметьте всё, что покажется Вам существенным.
Второй просмотр. Просмотрите работы медленнее и тщательнее. Отложите в сторону снимки, которые, очевидно, лишние, повторяются или невысокого качества.
Третий просмотр. Теперь время принимать решения. Не торопитесь и проанализируйте каждое изображение. Сравните схожие снимки. Даже теперь, если Вы разрываетесь между двумя фотографиями, не тратьте время на борьбу с собой, сохраните оба варианта. Помните, Вы ещё не дошли до конечного отбора.

Будьте абсолютно безжалостны.

Проявляйте безжалостность при отборе своих снимков. Лучше продемонстрируйте их меньше, но чтобы они были действительно великолепными. Если Вы только начинаете свою карьеру и у Вас не так много удачных экземпляров, несколько хороших снимков принесут Вам больше пользы, чем большое количество ординарных. Можете быть уверены — первоклассные фотографы-профессионалы без колебаний бракуют снимки, не вполне соответствующие уровню. У одного фотографа, например, есть мусорная корзина высотой в 4 фута, куда он выбрасывает забракованные слайды.

Не ищите оправданий.

Когда заказчики составляют о Вас своё мнение, они могут судить только по тому, что Вы им предъявляете. Оправдания не помогут. Когда Вы сомневаетесь в выборе, сделайте паузу. Отложите вызывающий сомнение снимок и повремените с решением. Наверняка позже Вы придёте к правильному выбору. Избегайте субъективизма при отборе снимков.
Одна из наиболее частых ошибок, которые мы все склонны совершать, это выбор снимков, руководствуясь скрытыми эмоциональными мотивами, не имеющими ничего общего с действительным качеством изображения. Мы в состоянии взглянуть на такие фотографии объективно, осознать, что вызывает нашу привязанность к ней, и в заключение сказать: Она мне очень нравится, но придётся с ней расстаться.
Вот некоторые из наиболее пресловутых грехов субъективизма: это может быть связанно с Вашими чувствами в тот день, с воспоминаниями детства, с хорошей погодой. Но ведь зритель не посвящён в это, он будет судить своим взглядом. Берегитесь настроений, звуков, запахов и цветов, напоминающих то время, когда Вы фотографировали. Вы любите этот снимок за воспоминания, которые он в Вас пробуждает, но действительно ли это фотография первого класса?

Снимки Ваших детей.

Не давайте любви к своим детям ослепить Вас, когда будете оценивать работы. То же относится к фотографиям мужей, жён, возлюбленных и всех родственников.

Фотография, которую было так трудно сделать.

Но вышла ли она? Не делайте ошибку, приписывая фотографии большую ценность только потому, что Вам пришлось преодолевать большие трудности при съёмке. Даже если Вам пришлось делать снимок будучи подвешенным за ногу к люстре, что Ваш героический поступок повлияет на художественную ценность отпечатка. Нужно получить одобрение Заказчика, а не высший бал за физическое упражнение.

Зрительные каламбуры, которые не срабатывают.

Если Вы хотите сыграть шутку, или сделать какое-то символическое толкование, подумайте дважды, удостоверьтесь, что кроме Вас о смысле догадается ещё кто-то.

Простой ход, который поможет Вам оценить снимок.

Я открыла хороший способ определения, действительно ли снимок вышел или нет: смотреть на изображение, затем закрываю глаза или отворачиваюсь и зрительно представляю его во всю страницу или разворот журнала, такого, как Лайф. Я представляю, что только что натолкнулась на него и не знаю, кто это снимал. Эта уловка даёт мне возможность взглянуть на работу более объективно и свежим глазом.

Следите за языком пластики тела на фотографии людей.

Улыбающиеся губы, глаза без выражения. Я называю такие портреты изобразительными подделками. Филипп Холсман, известный своими портретами, говорил: «Если на Вашем портрете нет соответствия между губами и глазами — снимок не удался.Обязательно обратите внимание не только на лицо, но также на руки, ноги, тело.»

Задайте себе следующие вопросы при контроле качества.

Для начала задайте себе следующие вопросы при определении качества Ваших снимков:
Какую задачу несёт этот снимок? Что хочет автор сказать этой фотографией? Ясно ли прочитывается мысль? Ясно ли передан образ? Часто строгий, безжалостный взгляд обнаруживает, что запечатлён какой-то момент, не несущий никакого образа и поэтому не стоящий размышления.
Передаёт ли снимок настроение или чувство? Трогает, просвещает, побуждает ли меня это изображение? Это такой образ, который (опять процитирую Картье-Брессона) пронизывает душу? Я воспроизвёл факт или же истолковал его? Интерпретация зафиксированного факта вызывает зрительское сопереживание?
Это один или два самостоятельных факта в одном? Вы можете обнаружить: или композиция составлена плохо, или Вы не вполне осознали, какую именно из двух идей хотели выразить? Ведёт ли композиция зрительский взгляд в нужном направлении? Если нет, может, изображение прыгает, взгляд перескакивает туда-сюда, всюду и нигде не останавливается?

И немного от меня.

Трудно писать после таких мэтров, но всё же скажу, самое главное в фотографии это ваша душа, не мастерство пользования камерой, а умение смотреть и не только смотреть, а видеть и чувствовать свет почти что на ощупь.
Не торопитесь снимать, скорость в работе когда-нибудь да придёт, а может она, вообще, при вашем стиле никогда не понадобится. На первых порах лучше увидеть и не снять, чем снять и не увидеть — да, и такое бывает. Вот вроде как и всё, что я могу пока добавить.

2 Ответов В “Секреты редактирования фотографий”

  1. Yaroslav:

    Прочитал, сохранил, пошел учить)
    Отличный текст, читал с удовольствием.

  2. Марина:

    Добрый день

    Прекрасный сайт, замечательное оформление, спасибо автору сайта.

Написать комментарий