Фотография обычно рассматривается и редко изучается.

Апрель 22nd, 2011 , Yaroslav

Добрый вечер, дорогие любители не самого стандартного чтива. То ли Апрель никак не выйдет из острой депрессии, то ли Весна продлила свою путевку на Каймановых островах, то ли зима в этом году переела обогащенного урана и приобрела не виданную силу. Так или иначе, погоду на улице бросает то в терпимый плюс, то в град и дождь, то в ветер и пыль. Вот и остается сидеть дома, периодически подогревать себя бодрящим зельем, фотографировать 4 стены и иногда забредающих в гости homo сапиенс.

Весь день протекает у мерцающего экрана на просторах социальных сетей, сайтов различных содержаний и иногда за просмотром любимых фильмов. Сегодня я хотел бы со своего невысокого холмика немного поговорить о фотографии и о том, что происходит с ней в последнее время. Чем отличается подход к созданию снимков «теперешний» от «тогдашнего»? Где произошел этот переход от момента, когда в каждый снимок пытались вложить что-то особенное, до момента, когда любой, у кого есть руки (не обязательно растущие из плечей) может пойти и начать клепать кадры?

Ответ довольно простой и очевидный: раньше фотографов было просто меньше. Дело было не из дешевых, требовало огромной отдачи, занимало кучу времени и даже наносило вред здоровью. Не каждый мог в какой-то день проснуться и заявить: «Я фотограф!». В большинстве своём игра не стоила свеч, и получалось, что занимались это профессией, только самые фанатичные и упорные люди. Занимались, знаете, довольно неплохо. Отправим, наши летучие голландцы в мир фотографии XX века, вроде не так и давно было, но зато какие перемены:  

Ни о каком Adobe Photoshop речи вообще не идет (первая версия этой программы была выпущена в 1988 году), ретушь если и была, то происходила с помощью сложных красок и кисточек прямо по зерну фотокарточки, под лупой. Там все фотографы, как правило, и оставляли свои глаза, а сейчас единственное что может повредить зрение — это наводка на резкость по солнцу в зените. И вот наука понеслась семимильными шагами в плане фототехники. Появляются цифровая фотография, автоматические настройки встают на место ручных, всё с каждым днем больше и больше адаптируется даже под самые кривые руки. А тем временем за окном 2011 год. 21 век изобилует высокоточной и простой в эксплуатации техникой, рынок настолько большой, что можно выбирать фотоаппарат по цвету кнопки спуска затвора (благослови Господь тех, кто выбирает именно по этому критерию). Если очень хочется, то можно подкопить денег, подождать нового года и за 1000$, купить себе машину, о которой фотографы 20 века даже не мечтали. Вроде как искусство фотосъемки пробилось в массы, возможность снимать появилась у простых смертных, сам процесс упростился в энное количество раз. Это же хорошо? Конечно, хорошо, за одним довольно масштабным минусом. Фотография перевернулась с ног на голову.Сколько зеттабайтов фотографического мусора лежит на все мировых серверах? Качество уступило место количеству. Уступило и ушло, не прощаясь. Теперь то и появилась возможность проснуться с утра и крикнуть в окно «Я фотограф!», а потом запеть песню «Маааааааааааааааааааааам, хочу Canon 5D! Мааааам». Поход в магазин, чек на круглую сумму — всё, в мире только что появился новый фотограф с дорогущей опупительной камерой и абсолютным нулем практического знания в кармане. Ладно, если эти знания приобретаются по мере использования. Однако в большинстве своем мысли «У меня же крутой фотоаппарат» или «Да тут всё так просто, чему тут вообще можно научить?» побеждают новоиспеченных фотографов.

Многие даже не знают, что для того, чтобы снимать хорошо, нужно чему-то ещё учиться. Прочитали первые 3 страницы инструкции по эксплуатации, запихали батарею (с первого раза, скорее всего, не той стороной) и пошли заполнять свою «флешочку» на 16гб шедеврами.«В любом объективе бликует шедевр», но, может, лучше хотя бы примерно сформировать знания по поиску этих самых бликов, чем ходить и трясти своим аппаратом перед всеми, называя себя мастером? Интересно, много ли хирургов проснулись так с утра: «Я хирург», пошли, купили скальпель и давай ставить опыты на своей собаке? Много людей просыпаются с утра с криком «Я охотник на медведей!», хватают лук, стрелы и бегут в лес оттачивать мастерство? Думаю, даже если такие и были, то обратно они не вернулись. Таких примеров можно нафантазировать сотни, тысячи. Вопрос в другом: почему фотографию обошло то, что так или иначе можно назвать теоретическим знанием, почему большинству достаточно просто осознавать, что у них в руках камера за 5000$, а остальное — в комплекте?

Да, дорогие камеры повысят качество снимков любого фотографа, но душу в кадр запихнуть они не смогут. У фотоаппарата не вырастут ноги и руки, чтобы он схватил своего хозяина и показал, где сейчас получился бы хорошей кадр, автоматически настроившись под свет, погодные условия и выставив чувствительность. Не фотоаппарат делает фотографа, не благодаря этой коробки с секретом получаются кадры, на которые можно смотреть часами. Этим должен заниматься человек, причем человек образованный, трудолюбивый и упорный. Пока человек не знает, как есть вилкой, есть он будет, но неправильно. Еда от этого, конечно, невкусной не станет, но есть понятие приличия. Если человек не знает, как дрессировать собаку, собака у него будет, но она будет глупая.

Возможность просто заниматься фотографией в качестве хобби уже практически никого не привлекает. Если у меня есть мало-мальски достойная камера, то я царь и повелитель кадра, а кто не согласен, тот просто ничего не понимает и, естественно, завидует.

Итог: пока человек НЕ ЗНАЕТ, результата с небес не будет. И разошелся я тут только потому, что когда-то сам проснулся и закричал: «Я фотограф!». Купил себе любительскую камеру за 1000$, и ходил себе важный, снимал. Хорошо, что в какой-то момент пришло понимание: я в это области совершенно некомпетентен, чтобы что-то утверждать. Я безумно рад, что моя пора хаотичного размахивания камерой закончилась, что теперь я набираюсь знаний и опыта, а не просто жду, пока снизойдет на меня мастерство Хельмута Ньютона.

Будем заканчивать, господа фотографы. Трудиться надо, товарищи, трудится. Добиваться результата на этом нелегком, но крайне интересном поприще, а не лживых мнений людей, которые попросту не хотят горе-фотографов, обидеть. Вот вроде и всё, дальше с моего холмика, пока не видно. Good Luck!

2 Ответов В “Фотография обычно рассматривается и редко изучается.”

  1. Олег:

    Да, людей которые называют себя фотографами стало много.
    Но я хочу заметить, что с прогрессом сильно ужесточаются требования от фотографов.
    Например, работая на агентство нужно за малое время снять репортаж, да ещё отправить всё это сразу, а потом опять бежать снимать.
    Также и в других жанрах, всё намного жёстче.
    На самом деле настоящих профи не много и они всегда будут в цене.

  2. Yaroslav:

    Вы говорите о требованию к срокам сдачи? Сроки определяет не прогресс, а время. Репортажная съемка всегда подразумевает быструю скорость.
    Всем всегда нужно быстрей быстрей и всегда максимально качественно, и по моему на этот аспект, прогресс повлиял минимальным образом.
    Настоящих профи всегда мало, это верно, но тут есть ещё один интересный момент.
    Минимальное количество людей знают реальную стоимость фотографии. Большинство не задумывается, что снимок вообще может стоит больше 10$. По этому всё опять же сводиться к тому, что профессионалы сидят дома, а молодчики готовые клепать за копейки, только обогащают всемирный багаж халтурных снимков.

Написать комментарий